Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 03.03.2021, 01:42 |
МБДОУ Мосоловский детский сад | |
Приветствую Вас Гость |
|
Рабочая программа "Цветик-Семицветик". Воспитатель АлехановаМ.В.Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение «Мосоловский детский сад» муниципального образования-Шиловский район Рязанская область.
Рабочая программа «Цветик-Семицветик»
Цикл занятий по экологии для детей средней разновозрастной группы.
Воспитатель: Алеханова Р.В.
Пояснительная записка. Экологическое образование – непрерывный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний. А так же формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей к себе и людям как части природы; к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту. Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и собственного поведения. Экологические знания- это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку так же нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям биологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Исходя из принципа возрастных особенностей дошкольников, я разработала цикл занятий по экологии в старшей группе. Этот цикл продолжается один учебный год и охватывает разные виды деятельности: рисование, музыка, аппликация, лепка , а так же опыты, наблюдения. Цель программы. Воспитать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну), по-хозяйски, а значит, бережно распоряжаться ее богатствами. Задачи.
Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц, продолжительностью 25-30 минут. Время проведения-вторая половина дня. Общее количество занятий в год-36, педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год: вводный в сентябре, итоговый в мае.
Описание опыта работы. Я веду работу с детьми старшей группы. Планируя занятия по данной теме, я постаралась охватить разные стороны экологического воспитания. Знакомство с экологией мы начинаем с занятия на тему: «Природа вокруг нас», на этом занятии дети знакомятся с понятиями «природа», «живая природа», «неживая природа»; учатся различать эти понятия, обосновывать свои ответы. Весь цикл занятий включает в себя знакомство с животными, растениями, птицами, насекомыми, обитателями водоемов. Иметь представление о природе и окружающей среде, о том, что человек ( ребенок)-тоже ее часть. Знакомство детей с изменениями в природе в разное время года, углубление понимания зависимости изменений в жизни растений, животных, насекомых, птиц от природных факторов. Формировать чувство любви и ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, вызвать стремление к охране растений и животных. Также большое внимание уделяется охране от загрязнения водоемов, лесов, правилам поведения в природе. Широко используется в работе с детьми экскурсии в парк, к водоему, наблюдение за объектами «живой» и «неживой» природы. Проведение опытов с почвой, песком, глиной, водой. Дети знакомятся с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Работа с Красной книгой продолжается весь год (пополнение). Показать детям, что бывает если человек не бережет природу и ее обитателей. Важное место у детей в процессе формирований представлений, умений наблюдать, различать и сравнивать занимает такой прием воссоздание действительности, как зарисовка по памяти. Дети с удовольствием делают зарисовки той или иной ситуации. Например, ходили в парк, наблюдали за божьей коровкой… Так же проводятся выставки детских работ «Наш дом – природа», «Грязная вода – для всех беда», «Лес и его обитатели» и др. Не обойтись на занятиях по экологии и без поделок из природного или бросового материала, лепка из глины. Все эти виды деятельности благотворно влияют на развитие ребенка, его эмоциональное состояние, способствуют трудолюбию и усидчивости, что немаловажно для будущего первоклассника. Чтобы познакомить детей с условиями необходимыми для жизни растений, проводится опыт с луком. (Три луковицы ставятся в банки с водой: одна банка помещается в светлое, но холодное место, вторая - в теплое, но темное место, третья банка в теплое и светлое место.)В результате наблюдений дети самостоятельно приходят к следующим выводам: для роста растений необходимы свет, тепло, вода. Без должного количества света и тепла растение не будет расти должным образом. Дети убеждаются в том, что растения – живые, чувствующие организмы и о них нужно заботиться. Экологические сказки помогают ребенку лучше узнать мир природы, жизнь ее обитателей, о том, что даже самый маленький паучок живет не зря и приносит пользу. После чтения сказки происходит обсуждение прочитанного, дети отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. Занятия по экологии тесно связаны с музыкой: дети поют песни на тему природы, слушают пение птиц и звуки живой природы. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширений их представлений о мире». Игры, направленные на эколого-эстетическое воспитание, могут быть сгруппированы следующим: -игры по ознакомлению с флорой и фауной; -игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой); -игры по ознакомлению с деятельностью человека. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания. В процессе коллективной игры решаются эстетические и воспитательные задачи (развивать умение помочь товарищу, объяснить – с детской точки зрения – видение проблемы, воспринимать и оценивать прекрасное, формировать детское творчество, способность самостоятельно или совместно с другими детьми находить решение заданной или возникшей проблемы). Экологические развлечения, праздники, КВН занимают должное место в этой программе. Интересные и знаменательные моменты деятельности детей отображаются на фотографиях, которые дети с интересом рассматривают. В начале и в конце учебного года проводится диагностика экологических знаний детей. Проведение диагностики позволяет отметить сильные и слабые стороны в познании природы ребенком, а значит, своевременно пополнять и обогащать знания детей по экологии. Для правильной организации занятий я придерживаюсь основных принципов построения:
Занятия составлены таким образом, что в их основе лежат знакомства с объектами живой или неживой природы. На работу по каждой теме отводится одно или два занятия, а некоторые занятия находят свое продолжение на других видах деятельности. Такой подход позволяет лучше усвоить пройденный материал и не утомляет детей однообразной работой.
Актуальность. Программа актуальна тем, что занятия по экологии включают в себя разные виды деятельности, благодаря которым у ребенка развивается творчество, эстетический вкус, любознательность, любовь к природе, а все это играет большую роль в развитии личности. Работа с детьми в данном направлении осуществляется в тесном контакте с родителями, которые охотно участвуют в праздниках, развлечениях на воздухе; участвуют в выставках на экологические темы. А анкетирование родителей дает возможность видеть уровень нравственного воспитания ребенка в семье. Каждый ребенок – это кладезь нераскрытых талантов и возможностей, а чтобы эти таланты раскрылись, надо дать ребенку возможность проявить себя, затронуть все самые тонкие струны его чистой души. Поэтому, я считаю, что занятия по экологии помогают ребенку войти в таинственный и прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с ее особенностями: солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Важно обратить внимание ребенка на его ближайшее окружение, научить видеть интересные явления, красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение за природой и общение с ней, уход за ее объектами, но игра, творчество, музыка. Все это в комплексе дает хорошие результаты. А именно, у ребенка есть возможность выразить свои впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. Вывод. Занятия по экологическому воспитанию занимают достойное место в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, которые позволяют ребенку видеть не только красоту природы, знакомиться с ее представителями, но и видеть проблемы связанные с экологией нашей планеты. Программа позволяет наблюдать, обследовать и искать пути решения в сложных ситуациях, приносить радость от общения с природой, развивать в детях любовь, уважение, заботу и бережное отношение к тому, что его окружает. Новизна моей программы заключается в следующем: -во-первых: работа по данной программе включает в себя разные виды деятельности (рисование, аппликация и др.) которые позволяют лучше усвоить пройденный материал, а так же, при частой смене деятельности дети охотнее выполняют всю запланированную работу. -во-вторых: материал данной программы адаптирован к детям старшей группы и будет хорошей базой для изучения окружающего мира в школе. -в-третьих: данная форма организации образовательной деятельности детей позволяет активизировать работу с родителями. Активное участие принимают родители в проведении утренников, развлечений, сборе природного материала для поделок.
Методические рекомендации.
Я работаю с детьми старшей группы. Они очень эмоциональны, любознательны, подражательны. Для них характерно стремление к деятельности. Поэтому можно считать, что дошкольный возраст наиболее восприимчив к усвоению тех ценностей, которые наглядно показывают результаты труда и удовлетворяют непосредственные потребности детей и взрослых. Учитывая возрастные особенности данной группы, я разработала цикл занятий по экологии «Цветик – Семицветик», формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями в уголке природы и на участке, ведение календаря природы, занятия (простые и комплексные), целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей. На протяжении всего учебного года систематически используются литературные произведения В. Бианки, сюжеты которых доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом. Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу. Воспитание любви и уважения к природе, понимания ее самоценности. Формирование чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть ее красоту. Формирование системы элементарных знаний о естественной и преобразованной человеком природе (прежде всего ближайшего окружения). Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения и элементарных представлений о человеке как о биосоциальном существе и среде его жизни. Воспитание осознанно бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира. Формирование основ экологической культуры. Приобщение к общественно полезному труду, помощи другим членам семьи, уходу за домашними животными и растениями. Формирование умений и желаний прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде. Привлечение к участию в посильных дейстиях по сохранению природы и улучшению ее состояния. Формирование экологического мировоззрения через все виды деятельности ребенка: музыкальную. Художественную, экспериментирование, наблюдение. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а так же уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Для формирования у детей гуманного отношения к природе необходимо включать их в посильную практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей ( радость от выполнения работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их не превосходящей и не увядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но ни одно лишь постоянное общение с природой способны пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер. Эстетическое отношение к природе обеспечивается интеграцией задач и содержания экологического и художественно-эстетического воспитания. Средством решения этой задачи является использование различных жанров искусства, в этом числе художественных образов детской литературе, в которых отображена позитивное отношение к природе. Применяемая мною методика экологического образования детей дошкольного возраста основана на следующих задачах. В основе формирования у детей гуманного отношения к природе лежат системные знания. При организации педагогического процесса следует предусмотреть: -использование форм и методов, обеспечивающих активную позицию ребенка (наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, элементарное экспериментирование, моделирование, игры, и др.); - использование форм и методов, вызывающих развитие эмоций и чувств детей, способствующих проявление гуманного отношения к природе (самостоятельное общение с животными и растениями, участие в уходе за ними, чтение детской природоведческой литературы, просмотров видеофильмов, экологические праздники и др.); - использование трудового воспитания (ознакомления с трудом взрослых, обучение трудовым навыкам и умениям, самостоятельная деятельность детей в природе); - проведение диагностики освоения детьми содержания программы. Педагогический процесс осуществляется на знаниях, в совместной деятельности педагога с детьми в повседневной жизни.
Среди показателей экологического развития важнейшими я считаю следующие: - полнота и глубина знаний детей; - уровень усвоения трудовых навыков и умений; - отношение к природе; - степень активности и самостоятельности в познании, деятельности и поведении. Как показывает практика реализация данной программы в работе с детьми достигает высокого уровня экологического развития детей. Они становятся не только помощниками взрослых в деле охраны природы, но и активными ее защитниками, проявляют самостоятельность в решении возникающих проблем, отстаивают свою позицию. Осваивая знания о связях в природе, нормах и правилах поведения в мире и отношении к нему, ребенок постепенно приобщается к духовному богатству человеческого общества, что позволяет ему сделать выбор в пользу гуманного способа поведения в той или иной ситуации. Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
|
Copyright MyCorp © 2021 |
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz |